Как правильно выбрать аккумулятор для автомобиля - советы бывалых.

Содержание статьи:
  • Параметры по которым выбирают акб.
  • Электрическая емкость.
  • Мощность аккумулятора.
  • Обсуждение статьи - 4 комментария (ев)
  • Собрались поменять аккумуляторную батарею в своем автомобиле? Неплохо для начала будет определиться с основными характеристиками, которым она прежде всего должна соответствовать, иначе нормальная работа автомобильной аккумуляторной батареи будет не возможна и она быстро выйдет из строя.

    Основные из этих параметров следующие:

    • - электрическая (номинальная) емкость, А-ч;
    • - значение пускового тока (тока стартерного разряда при регламентированном напряжении на полюсных выводах в режиме пуска двигателя автомобиля), А;
    • - размеры корпуса АКБ;
    • - масса АКБ.
    выбор акб

    Давайте рассмотрим каждый параметр более детально. Для режима пуска автомобильного двигателя от АКБ требуется как необходимый запас энергии - достаточная электрическая емкость, так и высокая мощность при разряде. Производители аккумуляторов, а также основные потребители АКБ установили для различных режимов разряда нормативные величины токов и напряжений, измеряемых на полюсных клеммах. Нормативные документы на АКБ, как правило, регламентируют два наиболее важных режима разряда: режим определения емкости батареи и стартерный режим при отрицательной температуре.

    Электрическая емкость аккумулятора.

    Электрическая емкость характеризует количество электричества, которое способна отдать АКБ при длительном режиме разряда. Электрическая емкость батареи определяется либо при 20-часовом разряде, либо в режиме резервной емкости.

    Номинальная электрическая емкость - емкость 20-часового разряда АКБ. Именно ее пока регламентируют в большинстве нормативных документов европейских производителей, в российском ГОСТ 959-2002, вступающим в действие с июля 2003 года, и указывают на этикетке АКБ. Для определения номинальной емкости батарею непрерывно разряжают при температуре 25°С током, равным 0,05С20 (0,05 от величины номинальной емкости, указанной производителем при 20-часовом режиме разряда). Например, для АКБ емкостью 60 А-ч ток разряда составляет 3 А, а для АКБ, емкостью 90 А-ч - 4,5 А. При определении номинальной емкости разряд прекращается при напряжении 10,5 В на 12-вольтовой батарее.

    Резервная емкость - это запас емкости АКБ, измеренный в минутах при разряде током в 25 А для батарей любой емкости при температуре 27°С. Она приблизительно соответствует времени движения автомобиля при выходе из строя его генератора. Для АКБ номинальной емкостью 55 А-ч резервная емкость составляет 85-90 мин. Это значит, что при выходе из строя генератора, автомобиль сможет двигаться еще примерно 1,5 часа за счет энергии АКБ, полностью заряженной на момент поломки.

    Мощность аккумулятора.

    Как известно из электротехники, мощность характеризуется произведением разрядного тока на среднее напряжение в цепи за конкретный промежуток времени.

    Р=I*U, где: I - ток при разряде;
    U - среднее арифметическое значение разрядного напряжения, измеренного через равные промежутки времени.

    У свинцовых батарей с ростом разрядного тока при стартерном режиме разряда (режиме разряда батареи при пуске двигателя стартером) величина среднего напряжения заметно уменьшается. Поэтому, учитывая постоянство пускового тока, чем большая мощность затрачивается батареей при пуске двигателя, тем ниже будет напряжение на ее выводах, тем медленнее двигатель будет вращаться стартером. Чем выше мощность АКБ, тем быстрее стартер будет "крутить" двигатель, тем легче осуществить его запуск. Для сравнения мощностей батарей достаточно сравнить их пусковой ток (больше ток - больше мощность), приведенный к единой методике испытаний (ЕN, SАЕ, IЕС, ГОСТ и др.).

    Стартерный разряд заявленным производителем током, проводится с определенной продолжительностью (непрерывно или в прерывистом режиме) до установленного напряжения. При этом, в нормативных документах указывают промежуточные интервалы от начала разряда (5,10 или 30 сек.), в течение которых контролируют величину напряжения АКБ в процессе разряда. Запас энергии батареи, характеризуемый временем стартерного разряда, показывает, как долго она сможет обеспечивать попытки запуска двигателя. Попросту говоря, чем больше емкость АКБ, тем больше в запасе у автовладельца попыток запустить двигатель.

    Первоначально выбор аккумулятора производят разработчики пусковой системы двигателя автомобиля. При этом в расчете применяют разрядные характеристики АКБ при состоянии заряженности 75% на 3-ей попытке стартерного разряда. Температурные условия пуска двигателя задает разработчик автомобиля. Как правило, температура пуска карбюраторного двигателя на товарных маслах принимается -20°С, а для дизельных двигателей до -15°..-17°С. Для последних при более низких температурах предполагается применение средств облегчения пуска (аэрозоль, подогрев топлива, масла, воздуха и т.д.). Подобные же средства облегчения в зимних условиях могут применяться и для пуска карбюраторных двигателей (легковых, грузовых) автомобилей. Выбранную разработчиком по разрядным характеристикам стартерную АКБ после лабораторных и эксплуатационных испытаний записывают в технический паспорт автомобиля. По этому документу автовладельцы, как правило, осуществляют замену вышедшей из строя старой АКБ на новую.

    На современных стартерных батареях разных производителей указывают показатели в различных режимах их определения. Не каждый автолюбитель может понять, в чем различие тока разряда по DIN (Германия) или ТУ (Россия) от тока разряда по SAE (США) или ЕN (стандарт Евросоюза). Внешне очевидно, что значение тока по 5АЕ, ЕN (Европейский союз) или по новому ГОСТ 959-2002 существенно больше, чем по ТУ (ГОСТ 959-91) или устаревшему DIN-43539 ч. 2. При разряде этими токами на полюсных выводах АКБ предполагают разные по величине напряжения. При температуре электролита -18°С разряд токами по 5АЕ и ЕN предполагает напряжение на полюсных выводах АКБ 7,2 В на 30-й секунде (SAE) или 7,5 В на 10-й секунде (ЕN или ГОСТ 959-2002), а при токах по DIN и ТУ (ГОСТ 959-91) напряжение при разряде должно быть не менее 9,0 В на 30-й секунде. С учетом этих показателей выбор АКБ может быть успешным, если иметь в виду, что соотношение разрядного тока по SAE и EN к току по DIN и ТУ равно 1,7 (IЕN = 1,7*IDIN). Если на конкретной АКБ указан ток по одному из стандартов, то через этот коэффициент можно определить значение тока разряда по другому стандарту.



    Комментарии к статье ↓

    Алексей написал(а) :

    Купил новую машину с аккумулятором под маркой Renault, хотя на проверку оказалась обычная Varta. Пять лет проработал без проблем, учитывая электропривод руля. Когда менял, выбирал точно такую же модель. При мне продавец проверил емкость, дал гарантию, все как положено. Проработал до зимы, когда в сильные холода весь электролит замерз. Пришлось покупать другой, отечественный. Этот не подводит. Не знаю, или качество известных брендов стало ниже или подделки пошли. Мой совет - если вы живете не в районах с мягким климатом, обращайте внимание на характеристики работы аккумулятора при низких температурах. Есть специальные батареи, они стоят дороже, но зато вы избежите проблем с запуском зимой. Еще пожелание новичкам - обращайте внимание на полярность аккумулятора, чтобы избежать проблем с возвратом или удлинением проводов.

    Аркадий написал(а) :

    При выборе аккумулятора действительно необходимо руководствоваться тем правилом, чтобы он как можно дольше работал безотказно. А цена не всегда имеет свойство гарантировать качество. Мне как-то пришлось купить в магазине акцийный аккумулятор. Хотя и немного побаивался при покупке, но он отслужил как положено, без проблем.

    Наталия написал(а) :

    Выбирая аккумулятора важно не купить старый, который провалялся не известно где и хорошо работать точно не станет. Когда сдох базовый, что стоял на час покупки, озаботилась я выбором нового. Смотрела, читала в сети, разговаривала  в автомагах с продавцами. Чего только не наслушалась и поняла, придется мне самой определяться. Замечу, что цена вопроса была важна и приходилось вкладываться в не большую сумму. Прикупила я отечественный аккум Барс на 60 ам\\ч. Первое достоинство - цена, многие говорят, что других нема. Но у меня сложилось личное мнение. Ни разу этот аккумулятор меня не киданул, и зимой и летом принимается с пол оборота. На подзарядку не брала домой, хотя, машина всю зиму без гаража отстояла. За других не скажу, но мой Барсик молодца!


    Толик написал(а) :

    У меня на протяжении трех лет стоял обычный заводской аккумулятор, особо на него жалоб не было, но приходилось постоянно подзаряжать, а как забуду радио выключить, то садился полностью,  потом решил его сменить,  купил аккумулятор фирмы Бош и понял, что это действительно хорошая вещь.

    Оставить комментарий к статье ↓