Роботизированная коробка передач может именоваться еще как «автоматизированная» или «коробка-робот». В любом случае это механическая коробка передач, но со встроенными электронными компонентами, за счет которых автоматически выполняются следующие функции управления: переключение передач и выключение сцепления. Роботизированная коробка передач выгодна тем, что в ней успешно сочетаются удобство автоматической коробки передач и экономия расхода топлива, надежность функционирования коробки передач механического типа. К тому же «коробка-робот» стоит намного дешевле по сравнению со стандартной автоматической коробкой переключения передач (АКПП).
На сегодняшний день практически все лидеры автопроизводства оборудуют выпускаемые ими автомобили роботизированными коробками передач. При этом все произведенные коробки передач отличаются не только по конструкции, но и запатентованным наименованием. Все же, несмотря на вышесказанное можно выделить общее в устройстве данного типа коробок передач: сцепление; привод передач и сцепления, механическая коробка передач; система управления. Роботизированные коробки передач могут быть оснащены гидравлическим или электрическим приводом передач и сцепления. При этом в электрическом приводе функционирующими органами являются электродвигатели (сервомеханизмы). Гидравлический привод работает с участием гидроцилиндров.
Роботизированная коробка передач может быть двух видов здесь все зависит от того каким типом привода она оборудована: электропривод — роботизированная коробка передач; гидропривод – секвентальная коробка передач (последовательное переключение передач). Но, несмотря на существующие различия чаще всего оба вида коробок носят определение – роботизированные. Конструктивные элементы, из которых состоит система управления «коробки-робота»: входные датчики – следят на выходе и входе роботизированной коробки передач за частотой вращения, температурой и давлением масла; электронный блок управления – получает сигналы от датчиков и выполняет заложенные в него функции управления; исполнительные механизмы – клапаны регулирования и электромагнитные клапаны. В систему управления роботизированных коробок передач оснащенных гидравлическим приводом входит еще и гидравлический блок, предназначение которого управлять давлением в системе и гидроцилиндрами. Опираясь на вышерассмотренную конструкцию системы управления роботизированной коробки передач можно рассмотреть сам принцип ее работы: электронный блок получает понятные ему сигналы от входных датчиков и, формируя их, в зависимости от существующих условий, выполняет с помощью исполнительных механизмов.
Что касается недостатков «коробки-робота», то это то, что для переключения передач требуется больше времени. По этой же причине не возможно с полным комфортом управлять автомобилем из-за провалов и рывков в динамике авто. Сегодня данную проблему решает роботизированная коробка передач, оснащенная двумя сцеплениями, позволяющая переключать передачи не разрывая поток мощности. Такой агрегат оборудован двумя рядами передач, связанных через отдельное сцепление с маховиком двигателя. Получается, когда автомобиль начинает движение на первой скорости, коробка передач включает и держит наготове вторую скорость, и т.д. Таким образом, процесс переключения передач идет быстро, не разрывая поток мощности.
0.49MB/0.00062 sec
Что-то я уже не раз слышал отрицательные отзывы о роботизированной коробке передач, которой не совсем комфортно управлять и момент переключения передач с сопровождением рывков не благоприятно действует и на основные агрегаты машины. Лично мне не приходилось ездить на таком авто.
Делюсь своими впечатлениями от эксплуатации роботизированной коробки передач. В целом робот отработал на твердую четверку. В активе данной коробки множество достоинств. Она очень надёжна, так как по сути это обычная механика, напичканная электроникой. Удобна в ремонте, не требует дорогих запчастей. Способствует экономии топлива. По моим наблюдениям экономичней автомата процентов на тридцать. Для функционирования робота требуется всего три литра трансмиссионного масла, вариатор и автомат требует заливки семи литров смазки. Роботизированная трансмиссия увеличивает ресурс сцепления на семьдесят процентов. Благодаря режиму Tiptronik существует возможность ручного переключения передач. Одним словом это настоящий подарок для любителей механических трансмиссий, которым я являюсь. Есть и недостаток. Робот долго «думает». Скорости включаются с небольшим запозданием. За пару дней эксплуатации автомобиля привыкаешь к этому запаздыванию, потом его не замечаешь. Однозначно коробка классная!